Вознесе́ние Госпо́дне - один из двунадесятых праздников, отмечаемый в 40-й день после Пасхи. Связан с евангельским сюжетом о вознесении воскресшего Христа на небо.
вознесение господне
Энциклопедический словарь
Гуманитарный словарь
ВОЗНЕСЕ́НИЕ ГОСПО́ДНЕ - двунадесятый господский праздник подвижного годового цикла православного церк. календаря, совершаемый в четверг шестой недели, в сороковой день от Пасхи. Название праздника (в западной традиции - Ascensio, "Восшествие") выражает одно из важнейших событий новозаветной истории - окончательное завершение Иисусом Христом времени Своей земной жизни. Согласно повествованию ап. Луки, автора третьего Евангелия и Книги Деяний апостольских, Вознесение Иисуса Христа произошло через сорок дней после Воскресения, в окрестностях Иерусалима - к востоку от города, на склоне горы Елеон (гора Олив, или Масличная гора), после прощальной беседы с апостолами (Лк. 24:50-51, Деян. 1:1-12). Современные библеисты чаще всего датируют его серединой мая 30 г. н. э. Смысл Вознесения определяется событиями предшествующих дней, во время которых воскресший Христос не раз являл Себя ученикам, утверждая их веру в реальность победы над смертью, в то, что основанное Им на земле Царство не погибнет, но будет пребывать "до скончания века", а они станут его первыми провозвестниками по "всей Вселенной".
Праздник В. Г., упоминаемый уже в 4 в., входил первоначально в "Круг Пятидесятницы", как назывался праздничный период от дня Воскресения Христова (Пасхи) до дня Святой Троицы (Пятидесятницы). В 12 в. крестоносцы построили на горе Елеон восьмиугольную часовню с открытым посреди куполом, вскоре превращенную в мечеть. Здесь до настоящего времени показывают камень с отпечатком, принимаемым за след стопы Христа. Богослужебные тексты праздника В. Г. содержатся в Триоди Цветной и отд. изданиях. Христ. иконография В. Г., как византийская, так и западная, отличается значит. разнообразием форм. Возносящийся Христос часто изображался в миндалевидной мандорле (световом ореоле, первоначально изображавшем облако, в к-ром Он скрылся), поддерживаемой ангелами. В ренессансном иск-ве встречается изображение в буквальном смысле слова исчезающего Хрис-та - из облака видны лишь Его ноги. Восточнохрист. иконография В. Г. исходит из эсхатологического смысла слов ангелов: Христос возносится таким, каким некогда вернется "во славе" вершить Страшный суд. Присутствие апостолов, объединившихся вокруг Девы Марии (стоящей в центре группы с воздетыми руками), символизирует провожающую Христа на Небеса и ожидающую Его Второго пришествия Вселенскую Церковь. Апостолы Петр (с ключами) и Павел (с мечом), изображаемые по обе стороны от Богоматери, символизируют еврейский народ и язычников, т. е. все человечество, к к-рому обращена апостольская проповедь.
Лит.: Лев Великий, папа Римский. Слово на В. Г. // Христ. чтение. 1839. Ч. 2. С. 180-189; Василий (Богдашевский), еп. Вознесение Господа на небо (Л. 24, 50-53, Деян. 1, 9-12, М. 16, 19) // Труды Киевской духовной академии. 1915. № 5; Дмитриевский А. А. Праздник В. Г. на Елеонской горе. СПб., 1913; Рубан Ю. И. От Пасхи до Троицы (Эортологические этюды) // Страницы. Ж. Библейско-Богосл. ин-та ап. Андрея. М., 1996. № 3. С. 78-80; Майкапар А. Новый Завет в иск-ве. М., 1998. С. 293-296.
Иллюстрированный энциклопедический словарь
ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ, один из двунадесятых праздников, установленный в честь возвращения Иисуса Христа по завершении им земной жизни в божественную сферу бытия - на Небо. Согласно новозаветному повествованию, вознесение произошло через 40 дней после воскресения Иисуса Христа (поэтому празднуется верующими на 40-й день после Пасхи) в окрестностях Иерусалима, на пути к Вифании, на склоне Елеонской горы, в присутствии апостолов.